О нас Интерьер Галерея Новости Контакты Статьи

Вторая жизнь картин - реставрация картин

Более двух миллионов уникальных произведении искусства хранится в сокровищнице Государственного Эрмитажа. Научные сотрудники музея постоянно наблюдают за состоянием экспонированных и находящихся в запасниках ценностей. Однако, несмотря на тщательный уход, время неумолимо накладывает на них свой отпечаток. Большинство материалов, из которых созданы памятники культуры, подвергаются естественному старению: тускнеют и трескаются краски, темнеет камень, разрушается дерево. Процесс этот усиливается при резких колебаниях влажности, температур, а также под влиянием многих других причин.

Как сохранить гениальные творения, многие из которых были созданы за несколько веков до нашей эры?
Бороться за долговечность памятников культуры, предупреждать возможные их изменения и возвращать частично утраченные качества призваны реставраторы. Девять специальных мастерских Эрмитажа ведут эту работу. Археологическое дерево и металл, ткани и керамика, скульптурные произведения и изделия из цветного камня, стенные росписи из древнейших раскопок, гравюры и рисунки, картины и древнерусские иконы проходят сложный процесс исследования. Эти наблюдения тщательно изучаются и обобщаются, после чего разрабатываются методы и приемы реставрации.

Далеко не все представляют себе отчетливо, что такое реставрация памятников искусства. Некоторые посетители музеев, например, узнав, что то или иное произведение реставрировано, не скрывают своего разочарования, так как, очевидно, понимают под реставрацией имитацию—подделку, грубое вторжение в художественный замысел произведения. Это — ошибочное представление. Современная реставрация ставит перед собой задачу предотвратить и устранить изменения, вызываемые естественным старением материала, и по возможности максимально восстановить его первоначальное состояние и свойства.

Такие восстановительные процессы ведутся с минимальным вмешательством в строение материал..!, из которого создано художественное произведение, и исключают какие бы то ни было произвольные его изменения и дополнения. Наоборот, очень часто при этом устраняются нанесенные на картину более поздние наслоения. В короткой статье нет возможности рассказать о деятельности всех мастерских Эрмитажа. Каждая из них работает над определенным материалом. Одни, например, заняты очисткой от коррозии археологической бронзы и железа, другие — восстановлением пролежавших столетия в сырой почве древних сосудов.

По сохранившимся черепкам они устанавливают их форму и, склеив имеющиеся части, восполняют утраченные детали. Пожелтевшие гравюры и рисунки, обезображенные коричневыми пятнами плесени, в результате специальной обработки в гравюрной мастерской приобретают первоначальную белизну и освобождаются от пятен. Изображениям на бумаге и шелке сложный процесс очистки возвращает их прежний колорит. Приступая к работе, реставратор должен точно представить себе весь технологический процесс создания того или иного произведения искусства. Он обязан безошибочно определить использованные при этом материалы и их свойства в прошлом и настоящем, установить следы исправлений, определить, когда именно они были сделаны.

Уже несколько столетий существуют специальная технология и методика реставрации картин. Однако многие процессы вплоть до недавнего времени были весьма ограничены в своих возможностях. Здесь нам на помощь пришла наука, и в частности современная химия. Вот интересный пример. В одной из старейших наших реставрационных мастерских по станковой живописи, которая была создана еще в прошлом веке, для предохранения от коробления картин, написанных на досках, применяется так называемый способ «паркетирования». Он заключается в том, что на тыльную сторону картинной доски наклеивается деревянная решетка специальной конструкции. Особенностью ее являются подвижные планки, располагающиеся поперек слоев картинной доски. Это позволяет доске расширяться и сокращаться в зависимости от различных условии, но предотвращает коробление и растрескивание. Однако «паркет» приемлем только для тонких досок. В тех случаях, когда доска имеет значительную толщину, ее приходилось утоньшать, состругивая значительную часть древесины. При этом погибала часть подлинного материала произведения. Реставраторы в содружестве с химиками разработали метод укрепления толстых обветшалых досок с помощью синтетических смол. Проникая во всю толщу древесины, смола твердеет и восполняет утраченные свойства древесины. Такую доску можно резать столярным инструментом, выпрямлять и производить любые другие операции как со здоровым деревом.

Раствор синтетической смолы обладает еще одним весьма важным для реставраторов качеством — обратимостью. Если, например, через сто лет он покажется нашим потомкам почему-либо недостаточно качественным, то его можно удалить. С каждым годом увеличивается арсенал средств, облегчающих многие сложные и рискованные процессы обработки картин. Как, например, удалить с древнерусских икон слои загрязненной олифы и поздних прописок, не нарушая живописи?

Для этой цели теперь используется специальный растворитель, хорошо размягчающий олифу и привнесенную масляную краску, по нейтральный к красочному слою темперной живописи иконы. Большую роль в реставрационной практике играют предварительные исследования. Каким образом определить позднейшие дописки, которые были сделаны на той или иной картине? На помощь приходит рентгенофотосъемка. Она позволяет судить не только о структуре произведения, но и раскрывает технологию создания картины. Нередки случаи, когда благодаря рентгеносъемке выясняется начальный замысел художника, отличающийся от конечного результата. Особенно эффективны исследования при помощи ультрафиолетового облучения. Люминесцирование покрытой лаком поверхности живописи выявляет поздние записи. Иногда такие поправки лежат в очень глубоких слоях. В таких случаях на помощь приходит фотографирование в инфракрасных лучах.

Сочетание этих методов исследования с визуальным, позволяющим при помощи бинокулярного микроскопа наблюдать различные слои живописи и ее структуру, а также с химическим анализом, дает обычно достаточно полное основание для заключения о необходимости тех или иных восстановительных работ. В реставрации картин важное место занимает реконструкция, то есть восполнение утраченных деталей изображения. Поблекшие, как говорят художники, «пожухшие», краски, стертость изображения позволяют реставраторам поставить вопрос о необходимости восполнения картины. Однако даже частичное восстановление отдельных деталей допускается лишь в том случае, когда доподлинно известно изображение этой недостающей части произведения.

Весьма важным вопросом является сохранение документации реставрационных работ. В настоящее время к протоколу, регистрирующему состояние произведения, помимо фотографий, прилагаются рентгеносъемки, фотографии в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, снимки процессов реставрации и данные различных анализов. Наши потомки по этим документам, хранящимся в архиве музея, смогут проследить за всеми восстановительными процессами. Деятельность реставраторов — это поиски более совершенных методов и материалов. Ответственность за сохранность памятников заставляет нас с большой тщательностью их использовать: малейшая ошибка в выборе материала может сказаться через много лет и привести к гибели произведения искусства. Много замечательных художественных памятников восстановлено советскими реставраторами.

Среди них гениальные творения сокровищницы Дрезденской галереи, музеев Польши. В этом чудесном превращении уникальных картин, получивших свою вторую жизнь, все большее место занимают научные методы исследований.
 

Весь список

Где купить картину в Ярославле?

Художник Виталий Ермолаев

Художник Андрей Кноблок

Художник Андрей Аранышев

Картины художника Андрея Аранышева

Аранышев Андрей

Аранышев художник купить картины

Стеклянный фартук для кухни

Интерьерные жалюзи с фотопечатью

Стекло как искусство

Витражи в современности

Шкаф – купе с витражами – оригинальная идея для вашего интерьера

Преимущества экрана на кухню из стекла

Как выбрать подарок для руководителя?

Что такое "кухонный фартук", и с чем его едят?

Зачем нужен фартук на кухню?

Витражи как элемент декора

Как сделать квартиру уютной?

Как украсить потолок квартиры?

Как правильно выбрать и где разместить картину

Применение стеклянных фотопанелей в интерьере

Китч, как составляющая современного искусства

Техника витража, как сделать "паяный" витраж?

Где можно установить витраж?

Фотофасады для шкафов-купе

Витраж, как элемент декора

Как выбрать подарок начальнику?

Преобразите ваши окна!

Шкафы с витражами

Фотодизайн в мебели

Фотодизайн в интерьере

Разнообразим интерьер с помощью картин

Фотопечать на плитке

Картина, как декоративный элемент интерьера

Арт-искусство в современном мире

Стекло - витраж

Новейшая технология печати и её приемущества

Шкафы-купе с фотопечатью

Фотопечать на шкафах купе

Современный дизайн кухни

УФ-печать - преимущества и отличия от сольвентной печати

Фотопечать на оргстекле

Что такое ультрафиолетовая печать?

Стеклянные фартуки для кухни

Шкаф-купе с фотопечатью

Фартуки из стекла

Художник в рекламе

Золото скифов

Андрей Рублев - художник

Господин-живописец Виталий Ермолаев

Два женских портрета

Художники и живопись

Художники и изображения эпохи возрождения. Две системы перспективы

Девушка, освещенная солнцем - в зале Третьяковской галереи. Полотно В. А. Серова

Реставрация – гибель или возрождение

РУССКАЯ ЭМАЛЬ XVI-XVII ВЕКОВ

Рембрандт «Поклонение волхвов». Оригинал, копия, подделка..

Пространство Сезанна. Художник мировой живописи

Патенты художников. Коды искусства

Фрески Сикейроса

Художник Виталий Ермолаев. Выставка

Вторая жизнь картин - реставрация картин

Живопись, искусство

Профессиональные художники, художественное богатство камня.

Это Ван-Гог

Художник и буква

Художник и буква - часть 2

Загадочное свойство некоторых портретов и картин

Галерея дома и в офисе

Стоимость картин, продажа картин

Андрей Аранышев - статья из журнала ЭК сентябрь 2008

Картина Матисса из коллекции Сен-Лорана продана за 32 млн евро

Президент России Дмитрий Медведев поздравил с 85-летием Андрея Васнецова

При перепечатке или любом другом использовании активная ссылка на http://krikoart.com/ - обязательна