Интерьер О нас Галерея Новости Контакты Статьи

Пространство Сезанна. Художник мировой живописи

Творчество Сезанна неизменно привлекает внимание художников и искусствоведов. Этот мастер вошел в историю мировой живописи как художник, смело ломавший привычные и, казалось бы, незыблемые правила и представления. Если ограничиться здесь одним лишь вопросом о перспективной системе Сезанна, то общее мнение об этой стороне его творчества сводится сегодня к тому, что он «разрушил» систему перспективы, созданную в эпоху Возрождения. Свою интересную работу о Сезанне австрийский искусствовед Ф. Новотный так и назвал «Сезанн и конец научной перспективы».

Поль Сезанн: «Гора святой Виктории»В этой книге и работах других искусствоведов сквозит мысль, будто, отказавшись от линейной перспективы, Сезанн тем самым отошел от геометрически «правильного» изображения пространства и перешел к изображениям, хотя и оправданным художественно, но уже не имеющим под собою строгой геометрической базы. С другой стороны, высказывания самого Сезанна и воспоминания его современников наводят на мысль, что он вовсе не ставил себе целью разрушать старое. Свои перспективные построения Сезанн, как правило, аргументировал тем, что он так видит и стремится возможно точнее передать на полотне увиденное. Это, в свою очередь, породило предположение, что художнику был свойствен дефект зрения, и, вероятно, не желая тратить время на пустые дискуссии, Сезанн подобного предположения не отрицал. Очевидно, запутанную проблему нельзя разрешить, не вникнув в психологию зрительного восприятия. И если мы это сделаем, то обнаружится, что человек видит далеко не по правилам классической линейной перспективы.

Обладавший тонкой зрительной чувствительностью, которую не сумела переиначить школа «научной перспективы», Сезанн, очевидно, догадывался об этом. Поэтому он и отошел от традиции и стал искать методы возможно более точной передачи зримой действительности на полотне, иными словами, стал работать в системе перцептивной перспективы («перцепция» означает «восприятие»). Но тогда его перспективные построения имеют под собою строгую геометрическую основу, не менее строгую, чем система линейной перспективы.

Пусть Сезанн не знал этой научной системы, но она тем и замечательна, что ей можно следовать интуитивно. Своеобразные системы перцептивной перспективы исследователи находят в художественном наследии античной эпохи и Древней Руси, европейского и восточного средневековья. Все эти системы отличаются известной неполнотой: скажем, построение переднего плана картины в них, по существу, сводится к аксонометрическим изображениям отдельных предметов; остается непонятным, как можно непрерывным образом перейти от них к изображениям объектов на дальнем плане, где перцептивная перспектива геометрически подобна линейной. Было бы небезынтересно сравнить образцы древней живописи с натюрмортами Сезанна. Однако, если бы мы обратились к его пейзажам, желая проверить их соответствие зрительному восприятию, мы встали бы перед необходимостью разработать систему перцептивной перспективы, которая позволила бы изображать предметы на всех планах — от ближнего до дальнего — по математически строгим и единообразным правилам (такую систему в дальнейшем мы будем называть жесткой).
Поль Сезанн «Натюрморт»Оговоримся сразу: изображать предметы на картине (точнее, на ее переднем и среднем плане) в точности такими, какими мы их видим, невозможно в принципе. На цветной вкладке показано, что тогда в изображениях предметов обязательно появились бы разрывы. Искажения неизбежны, причем их по-разному можно смещать на пространственные измерения изображаемых тел. Иными словами, жесткую систему перцептивной перспективы можно разрабатывать не единственным образом. Конечно, искажения лучше выбрать так, чтобы они бчли как можно менее заметны и касались возможно меньшего числа элементов изображения.

Сравнительно нетрудно построить жесткую систему перцептивной перспективы, где неизбежные искажения смещены на изображения высот. Передавая оба горизонтальных размера изображаемых тел в соответствии со зрительным восприятием, эта система будет особенно подходящей для изображения таких ландшафтов, в которых вертикали играют второстепенную роль. Следует заметить, что эти искажения касаются лишь переднего и среднего планов: на дальнем плане перцептивная перспектива оставляет неискаженными не только горизонтальные, но и вертикальные размеры предметов и позволяет изображать их так, как мы их видим. Это означает, что наш «пейзажный» вариант жесткой системы перспективы способен передать без искажений не только плоский ландшафт, но и, скажем, ландшафт с горами на дальнем плане. Не следует думать, что, сместив неизбежные искажения на изображения высот, мы гарантируем безупречную передачу всего остального.

Даже при правильном изображении горизонтальных размеров остается открытым вопрос о правильности изображения углов. Здесь проблема в некотором смысле «безнадежная»: достаточно заметить, что в любой перспективной системе (и в линейной тоже) невозможно правильно передать три угла при вершине параллелепипеда, так что и в обсуждаемой здесь системе все углы не будут передаваться правильно. Вероятно, это обстоятельство не играет большой роли. Искаженные пропорции предметов на картине скорее привлекают внимание, чем неточности ракурсных изображений. Не исключено, что это имеет глубокие корни в человеческой психике: ведь народы, стоящие на самых примитивных ступенях развития, уже пользуются мерами длины, но не знают угловых мер, которые появляются сравнительно поздно. В популярной статье было бы излишне описывать разбираемую систему перцептивной перспективы математическими формулами — интересующийся ими читатель найдет их в книге. Здесь же уместнее наглядные иллюстрации. Показано, как выглядит в разбираемой системе перспективы куб, располагаемый художником на среднем плане картины.

Как можно видеть, линейная перспектива оставляет неискаженными лишь четыре ребра куба (синие линии), а искажает восемь (красные линии). Разбираемая нами система перцептивной перспективы, напротив, искажает лишь четыре ребра, а сохраняет неискаженными восемь. Заметим, что если на переднем плане нет высоких объектов, то искажение вертикальных отрезков, свойственное перцептивной перспективе, не проявится, и выполненная в ней картина окажется еще ближе естественному зрительному восприятию, чем выполненная в системе линейной перспективы, погрешности которой касаются не только вертикальных, но и горизонтальных отрезков. Кроме того, система линейной перспективы сильно отклоняется от зрительного восприятия в соотношениях между размерами предметов, располагаемых на разных планах изображения. Можно лишь поражаться тому, какую массу искажений естественного зрительного восприятия несет эта система, которая столетиями считалась идеалом точного, научного способа передачи пространства на плоскости картины! Сопоставление двух жестких систем перспективы — линейной и рассмотренного варианта перцептивной — полезно закончить сравнением изображений, построенных по принципам той то другой. На рисунках слева представлен некий условный ландшафт — как в линейной, так и перцептивной перспективе. Чтобы облегчить сопоставление, средний план на обоих рисунках (линия АА) показан в одном и том же масштабе. Отметим сначала то общее, что свойственно обоим изображениям. Оба они хорошо (хотя и неодинаково) передают глубину пространства, объемную моделировку формы, в обоих виден единый организующий подход к передаче глубины на плоскости картины
Нелишне напомнить, что традиционно все эти свойства приписывались только системе линейной перспективы. Теперь попробуем охарактеризовать различие между двумя использованными системами перспективы, заметное при сравнении рисунков. По сравнению с системой линейной перспективы в системе перцептивной увеличены размеры предметов на дальнем плане (горы) и преуменьшены на близком .(цветочная клумба). Дело сводится не только к соответствующему изменению размеров изображаемых объектов — выросла и сама глубина среднего плана (от линии АА до гор); в частности, поэтому увеличилась и площадь изображенного справа залива.

Глубина переднего плана (от линии АА до нижнего обреза картины), напротив, уменьшилась. Объективно прямые линии (дорога, ведущая к горам, изображенная за домом живая изгородь), оставшись прямыми на рисунке, построенном по законам линейной перспективы, в перцептивной перспективе стали криволинейными. Именно эти особенности характерны для пейзажей Сезанна. Недаром Ф. Новотный, сравнивая их с фотографиями изображенных на них участков местности, заключает: «Во многих случаях производятся изменения относительных размеров, причем так, что перспективно-большие объекты переднего плана передаются несколько уменьшенными и, наоборот, объекты дальнего плана на картине преувеличиваются».

Обмер приведенных в монографии Ф. Новотного полотен Сезанна и соответствующих фотографий показал, что у Сезанна предметы на дальнем плане увеличены по сравнению с фотографиями в среднем на 25 процентов, а на переднем— уменьшены на 35—40 процентов при равных горизонтальных размерах предметов на среднем плане. Это находится в хорошем численном соответствии с построенной нами жесткой системой перцептивной перспективы.

Подобный способ изображения ландшафта удивляет Ф. Новотного и представляется ему приемом, не имеющим рационального объяснения. В свете произведенного нами сравнения изображений условного ландшафта в обеих системах перспективы эти «странности» Сезанна становятся совершенно понятными. Строгое следование зрительному восприятию, то есть использование системы перцептивной перспективы, привело художника к «странным» расхождениям с привычной перспективой. Эти отклонения имели целью не удаление от закономерностей естественного зрительного восприятия, а, напротив, приближение к ним. Как уже подчеркивалось, перцептивная перспектива способна передавать горизонтальные размеры предметов такими, какими мы их видим. И если художник следует ей, следует своему видению природы, а не шаблонам линейной перспективы, то и в его пейзажах так или иначе скажутся эффекты, продемонстрированные выше: например, сокращение переднего плана и увеличение дальнего, искривление объективно прямых линий. (К слову, об этом искривлении: его можно заметить на полотнах многих глубоких реалистов — скажем, Репина или Серова).

Анализируя причины этого явления, мы лучше поняли бы суждения многих искусствоведов о «сфероидности» пространства на пейзажах Сезанна.

Ф. Новотный пишет, что Сезанну свойственно «снижение интенсивности воздействия элементарнейших способов передачи пространственности». После сказанного выше утверждение искусствоведа можно интерпретировать в противоположном смысле. Можно утверждать, что Сезанн передавал совершенно естественное восприятие пространства, в то время как до него художники, воспитанные системой линейной перспективы, утрировали передачу пространственности, непомерно увеличивая предметы на переднем и преуменьшая их на дальнем плане. Зрители, привыкшие к изображениям с подобными перспективными преувеличениями, воспринимают переход к естественности как искажение «правильной» передачи пространства.

(Так, человеку, привыкшему к пересоленной пище, нормально посоленный суп кажется пресным.)

Подведем некоторые итоги.
Прежде всего следует подчеркнуть, что произведенное нами рассмотрение картин Сезанна было ограничено одним (быть может, второстепенным) аспектом — геометрическим. Сам Сезанн вслед за Делакруа на первое место ставил «композицию цвета», и поэтому обращение к одной геометрической стороне его произведений в отрыве от цвета может рассматриваться лишь как подготовительная ступень, которая поможет более глубокому изучению его творчества. К тому же и вопросы геометрии рассматривались суженно — в частности, без внимания были оставлены представления Сезанна об объемной моделировке тел, его известный тезис о том, что в природе все предметы лепятся из шара, конуса и цилиндра. Однако, будучи весьма суженным, приведенное выше рассуждение имеет определенную ценность. В частности, оно позволяет изменить распространенную точку зрения на творчество Сезанна, сформулированную Ф. Новотным следующим образом: «Перспективная система, которая суммарно ослабила передачу пространственности, дававшуюся точной линейной перспективной конструкцией,—это почти не перспектива, и поэтому уместен вопрос, не наблюдается ли конец научной перспективы уже в живописи Сезанна, а вовсе не позже в бросающихся в глаза формах абстрактной живописи».

Предпринятое нами рассмотрение убеждает, что совершенно неоправданно зачислять Сезанна (во всяком случае, основываясь на его перспективных построениях) в родоначальники абстрактной живописи. Скорее следует утверждать обратное: Сезанн сделал новый шаг в развитии перспективных построений. Он перешел от традиционной системы линейной перспективы к более полной и в некоторых случаях более совершенной системе перцептивной перспективы, ничуть не менее научной, чем та, в отходе от которой художник надеялся найти усиление выразительности своих картин. Поэтому с именем Сезанна должен быть связан не «конец научной перспективы», а существенный шаг в развитии научной перспективы.
 

Весь список

Как рисовать на стене своими руками (street art style)

Стеклянный фартук для кухни

Интерьерные жалюзи с фотопечатью

Стекло как искусство

Витражи в современности

Шкаф – купе с витражами – оригинальная идея для вашего интерьера

Преимущества экрана на кухню из стекла

Как выбрать подарок для руководителя?

Что такое "кухонный фартук", и с чем его едят?

Зачем нужен фартук на кухню?

Витражи как элемент декора

Как сделать квартиру уютной?

Как украсить потолок квартиры?

Как правильно выбрать и где разместить картину

Применение стеклянных фотопанелей в интерьере

Китч, как составляющая современного искусства

Техника витража, как сделать "паяный" витраж?

Где можно установить витраж?

Фотофасады для шкафов-купе

Витраж, как элемент декора

Как выбрать подарок начальнику?

Преобразите ваши окна!

Шкафы с витражами

Фотодизайн в мебели

Фотодизайн в интерьере

Разнообразим интерьер с помощью картин

Фотопечать на плитке

Картина, как декоративный элемент интерьера

Арт-искусство в современном мире

Стекло - витраж

Новейшая технология печати и её приемущества

Шкафы-купе с фотопечатью

Фотопечать на шкафах купе

Современный дизайн кухни

УФ-печать - преимущества и отличия от сольвентной печати

Фотопечать на оргстекле

Что такое ультрафиолетовая печать?

Стеклянные фартуки для кухни

Шкаф-купе с фотопечатью

Фартуки из стекла

Художник в рекламе

Золото скифов

Андрей Рублев - художник

Господин-живописец Виталий Ермолаев

Два женских портрета

Художники и живопись

Художники и изображения эпохи возрождения. Две системы перспективы

Девушка, освещенная солнцем - в зале Третьяковской галереи. Полотно В. А. Серова

Реставрация – гибель или возрождение

РУССКАЯ ЭМАЛЬ XVI-XVII ВЕКОВ

Рембрандт «Поклонение волхвов». Оригинал, копия, подделка..

Пространство Сезанна. Художник мировой живописи

Патенты художников. Коды искусства

Фрески Сикейроса

Художник Виталий Ермолаев. Выставка

Вторая жизнь картин - реставрация картин

Живопись, искусство

Профессиональные художники, художественное богатство камня.

Это Ван-Гог

Художник и буква

Художник и буква - часть 2

Загадочное свойство некоторых портретов и картин

Галерея дома и в офисе

Стоимость картин, продажа картин

Андрей Аранышев - статья из журнала ЭК сентябрь 2008

Картина Матисса из коллекции Сен-Лорана продана за 32 млн евро

Президент России Дмитрий Медведев поздравил с 85-летием Андрея Васнецова

При перепечатке или любом другом использовании активная ссылка на http://krikoart.com/ - обязательна