Интерьер О нас Галерея Новости Контакты Статьи

Профессиональные художники, художественное богатство камня.

Среди археологических находок встречаются фигурки людей и зверей, различные украшения и другие изделия из камня, возраст которых достигает нескольких тысячелетий. Сегодня старинные предметы рассказывают нам о культуре многих государств древнего мира. Известная скульптура сфинкса из красного гранита, которая установлена в Санкт-Петербурге напротив Академии художеств, была создана египетскими мастерами несколько тысяч лет назад. Несмотря на жаркое солнце Египта, путешествие в Петербург и сырость невских берегов, даже полировка древней скульптуры не утратила своего блеска.

 
Удивительные цвета, разнообразие оттенков и художественное богатство камня всегда привлекали внимание мастеров. Особое место в камнерезном деле занимают малые формы, к которым относится глиптика — резьба по драгоценному или цветному камню. Разновидность глиптики — это геммы, резные миниатюры. Если изображению приданы выпуклые формы, такую гемму называют камеей, если оно представляет собой углубление в фоне, то это инталья. Искусство глиптики возникло более чем 2,5 тысячи лет тому назад. Наивысшего расцвета оно достигло во времена Александра Македонского в Греции (IV век до н. э.) и в последующие столетия в Италии. После эпохи Возрождения возникли новые очаги камнерезного искусства в Германии, Англии, России и в других странах.
 
Художник работает над камеейВ наше время у профессиональных художников и у любителей вновь возрос интерес к искусству глиптики. Появились новые камнерезные   станки — электромагнитные, в которых пульсирующий сердечник работает как маленький отбойный молоточек, и ультразвуковые, где инструмент вообще не прикасается к камню. Современного мастера прельщает еще и то обстоятельство, что оборудование и инструмент резчика чрезвычайно миниатюрны. Весь комплект для работы может уместиться на трети письменного стола. Любителям, которые знакомы с обработкой камня и освоили приемы работы с ним, мы расскажем о работе мастера-резчика.
 
Лучшим материалом для резьбы гемм, который часто называют даже каменным камнем, считается многослойный агат. В нем используется один слой для самого изображения, другой для фона, остальные — для различных деталей. Нередко работают и с другими слоистыми камнями, например, яшмами и кремнями. Примером может послужить камея художницы Е. С. Пожильцовой «Девушка в красной косынке». Это трехслойный кремень, в котором в самом светлом слое вырезано лицо девушки, более темный послужил фоном, а красный слой стал материалом для косынки и бус.
 
Мастера древности, особенно греки, чаще использовали двухслойный агат, где из белого слоя создавали изображение, а темный был фоном. Кроме агатов, еще с античных времен применяли и более мягкие камни: лазурит, малахит и другие. Твердые прозрачные камни (берилл, гранат, топаз) используются в камнерезном деле. Не часто, но не из-за того, что с ними труднее работать, а потому, что твердые камни вообще весьма редки.
Кристаллический кварц и его цветные разновидности (аметист, цитрин, морион) обычно применяли как ма­териал для интальи. Эта традиция сохранилась и в наше время. Интальи художни­ка В. А. Фролова (см. цвет­ную вкладку) нарезаны на кварце или халцедоне.
Основной инструмент для резьбы по камню — это раз­нообразные боры. По ха­рактеру операций их мож­но разделить на четыре группы: 1) боры с крупным абразивом для обдирки и удаления относительно круп­ных частей камня, 2) среднезернистые — для прора­ботки деталей, 3) мелкозер­нистые алмазные боры на металлической связке — для отделки деталей, 4) тонкозернистые боры на ре­зиновой основе — для шли­фовки и полировки.
 
Для полировки можно пользоваться также окисью хрома и алмазными паста­ми с диаметром зерен до 1,5 микрометра, нанесенными на фетровые кружки. Иног­да применяют деревянные палочки, стержни из пласти­ков или металлов) на кото­рые наносят слой алмазной пасты. Для проработки тон­ких деталей удобно пользо­ваться алмазным штихелем, которым работают как обыч­ным стеклорезом. Алмазный штихель выпускается про­мышленностью в виде авто­ручки, где вместо пера встав­лен маленький кристалл алмаза.
 
Станки для резьбы по камню бывают двух типов: с неподвижным шпинделем и сверлильным патроном или цангой для зажима ин­струмента и с подвижным ручным цанговым наконеч­ником. Первый станок по­зволяет использовать более мощный двигатель (100— 120 Вт при 3000 об/мин). Скорость обработки камня у него выше. Его лучше при­менять для черновых, гру­бых операций. Для прора­ботки тонких деталей удоб­нее пользоваться станком второго типа. Мастеру-рез­чику желательно иметь оба этих станка. Иногда на пер­вых порах используют сов­сем простое устройство — батарейный электромотор­чик от детских игрушек с закрепленным на его валу инструментом. Это — до­ступное дешевое приспособ­ление, однако его недолго­вечность и малая мощность в конце концов потребуют лучшего инструментального оснащения.
 
Работа идет в прерыви­стом ритме: соприкоснове­ние инструмента с камнем (несколько секунд), затем инструмент и камень смачи­вают, и цикл повторяется. Необходимо позаботиться о том, чтобы защититься от капель воды, содержащих шлам.
 
Каждый мастер со вре­менем вырабатывает свои приемы работы. Однако су­ществует некоторая общая схема. Начинают обычно с рисунка. Умение художника «заглянуть» в камень имеет на этом этапе решающее значение. Затем следует из­готовление из скульптурного (твердого) пластилина или какого-либо другого пласти­ческого    материала    модели будущего изделия в нату­ральном или увеличенном масштабе.
 
Теперь наступает момент, когда мастер должен взять в руки камень и приступить к его обработке. Ему пред­стоит выполнить следующие операции: выровнять рабочую и тыльную поверхности кам­ня до нужной толщины, на­нести несмываемой краской силуэт рисунка и краевой контур, а затем обточить на планшайбе камень по этому контуру; нанести по контуру уро­вень (плоскость) фона и с помощью    отрезных   дисков на обдирочном инструменте грубо сточить поверхность камня вокруг контура ри­сунка до глубины   фона,   с помощью бора уточнить окончательный рисунок кон­тура изображения;
при помощи обдирочных боров проработать рельеф всего изделия в общих чер­тах, борами меньшего раз­мера проработать контуры крупных деталей, затем бо­лее мелких деталей, посте­пенно используя все более тонкие боры;
уточнить рисунок штихе­лями и тонко заточенными алмазными надфилями;
довести и отшлифовать изображение и фон шкур­ками, резиновыми кружка­ми с алмазной крошкой, не­алмазными эластичными кружками, металлическими и деревянными острозаточенными стержнями с ал­мазной пастой;
окончательно отполиро­вать всю поверхность изде­лия с помощью фетровых кружков окисью хрома или какими-либо другими полировочными абразивами.
 
При создании интальи по­лучается обратное изобра­жение. Поэтому ее контуры труднее контролировать в процессе работы. В этом случае необходимо как мо­жно чаще с помощью воска или пластилина делать от­печатки — барельефы. В ос­тальном изготовление камеи и интальи весьма близки.
 
Существуют и другие приемы резьбы по камню, отличающиеся от описанной выше схемы. Так, напри­мер, вполне применимы ко­пировальные системы по принципу прибора панто­графа. С его помощью на камень в нужном масштабе с помощью боров перено­сится рельеф модели. Обыч­но такой способ применяют в серийном производстве. В любительской практике ино­гда для переноса крупного рисунка на небольшое изде­лие используют масштаб­ный кронциркуль.
 
Мы коснулись в основ­ном особенностей изготов­ления гемм — изделий очень популярных и любимых в прошлом и в наше время. Однако приемы обработки камня остаются общими при создании других мелких из­делий и скульптур.

Весь список

Где купить картину в Ярославле?

Художник Виталий Ермолаев

Художник Андрей Кноблок

Художник Андрей Аранышев

Картины художника Андрея Аранышева

Аранышев Андрей

Аранышев художник купить картины

Стеклянный фартук для кухни

Интерьерные жалюзи с фотопечатью

Стекло как искусство

Витражи в современности

Шкаф – купе с витражами – оригинальная идея для вашего интерьера

Преимущества экрана на кухню из стекла

Как выбрать подарок для руководителя?

Что такое "кухонный фартук", и с чем его едят?

Зачем нужен фартук на кухню?

Витражи как элемент декора

Как сделать квартиру уютной?

Как украсить потолок квартиры?

Как правильно выбрать и где разместить картину

Применение стеклянных фотопанелей в интерьере

Китч, как составляющая современного искусства

Техника витража, как сделать "паяный" витраж?

Где можно установить витраж?

Фотофасады для шкафов-купе

Витраж, как элемент декора

Как выбрать подарок начальнику?

Преобразите ваши окна!

Шкафы с витражами

Фотодизайн в мебели

Фотодизайн в интерьере

Разнообразим интерьер с помощью картин

Фотопечать на плитке

Картина, как декоративный элемент интерьера

Арт-искусство в современном мире

Стекло - витраж

Новейшая технология печати и её приемущества

Шкафы-купе с фотопечатью

Фотопечать на шкафах купе

Современный дизайн кухни

УФ-печать - преимущества и отличия от сольвентной печати

Фотопечать на оргстекле

Что такое ультрафиолетовая печать?

Стеклянные фартуки для кухни

Шкаф-купе с фотопечатью

Фартуки из стекла

Художник в рекламе

Золото скифов

Андрей Рублев - художник

Господин-живописец Виталий Ермолаев

Два женских портрета

Художники и живопись

Художники и изображения эпохи возрождения. Две системы перспективы

Девушка, освещенная солнцем - в зале Третьяковской галереи. Полотно В. А. Серова

Реставрация – гибель или возрождение

РУССКАЯ ЭМАЛЬ XVI-XVII ВЕКОВ

Рембрандт «Поклонение волхвов». Оригинал, копия, подделка..

Пространство Сезанна. Художник мировой живописи

Патенты художников. Коды искусства

Фрески Сикейроса

Художник Виталий Ермолаев. Выставка

Вторая жизнь картин - реставрация картин

Живопись, искусство

Профессиональные художники, художественное богатство камня.

Это Ван-Гог

Художник и буква

Художник и буква - часть 2

Загадочное свойство некоторых портретов и картин

Галерея дома и в офисе

Стоимость картин, продажа картин

Андрей Аранышев - статья из журнала ЭК сентябрь 2008

Картина Матисса из коллекции Сен-Лорана продана за 32 млн евро

Президент России Дмитрий Медведев поздравил с 85-летием Андрея Васнецова

При перепечатке или любом другом использовании активная ссылка на http://krikoart.com/ - обязательна